Орден иезуитов в Новосибирске объединяет всего четырех человек. О том, почему он был создан в далекой Сибири и какую работу ведут его члены, рассказал отец Олвин Вейгас.
Накануне католического Рождества отец Олвин Вейгас рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Косачевой о том, как он, родившись в Индии, оказался в далекой и холодной Сибири и зачем поедет на Олимпиаду, что представляет из себя Орден иезуитов в Новосибирске, как его члены отмечают главный католический праздник и в чем состоит их повседневная миссия.
РИА Новости http://ria.ru/nsk/20131225/986184046.html#ixzz2oen1vhiE
© Фото: Public domain
ИЗ ИСТОРИИ: Иезуитами называют мужской монашеский Орден Римско-католической церкви "Общество Иисуса", основанный в 1534 году Игнатием Лойолой. Иезуитам разрешается вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к Ордену.
Из-за того, что члены Ордена произвольно толковали религиозно-нравственные нормы, ведя "приспособленческую" политику, слово "иезуит" стало синонимом "хитрец". В царской России иезуиты были до 1820 года, пока император Александр I не издал указ об их высылке из-за чрезмерной деятельности по обращению в свою веру.
Позже советская власть называла иезуитов шпионской спецслужбой католической церкви и также не позволяла распространяться Ордену в стране. В новой истории России официально Независимый российский регион Общества Иисуса был зарегистрирован в 1992 году.
- Отец Олвин, не смущает ли вас неоднозначная репутация Ордена? И есть ли какие-то сложности из-за этого?
— Я – индус, католик. И какая же это ерунда, когда европейцы думают, что если я иезуит, я хитрый. Много предрассудков. В досоветской литературе иезуит – инквизитор. Иезуит никогда не был инквизитором, наоборот, иезуиты сами были осуждены. (В 1773 году Орден был распущен Папой, при этом Екатерина Вторая сохранила его в России до восстановления Ватиканом в 1814 году – прим. ред.)
Зная все это, мы не используем слово "иезуит". В России я скажу, что я член Общества Иисуса…
Отец Олвин Вейгас в католической библиотеке в Новосибирске
- Как случилось, что вы из Индии приехали в Новосибирск?
— Моя семья католическая, все мои родственники – католики. Когда я поступил в университет, то понял, что мое призвание — быть священником. Я искал, что мне лучше, какие религиозные ордены. Нашел Общество Иисуса. Заинтересовало в том числе и потому, что образование для членов ордена было и остается самым важным.
Когда мы поступаем в общество, руководитель распределяет нас, куда нужно. Меня направили заниматься образовательной деятельностью. Сначала в Москве я немного служил, работал в институте Святого Фомы (организованный иезуитами вуз – ред.). Учился русскому языку, культуре. Три года назад я приехал в Новосибирск.
© РИА Новости/Аврора. Петр Романов
Иезуиты в Российской империи: кое-что для кое-кого
- Вас как священника пригласили на Олимпиаду, как это вышло?
— Меня пригласили в этом году на Универсиаду в Казань. В Казани есть католический приход. Мы хорошо знакомы с местным священником, он меня и порекомендовал. В Казани, в "университетской деревне", были католическая и православная часовни. Я вел там прием.
На Олимпиаду меня пригласили в том числе потому, что я уже имел опыт работы на подобных больших спортивных мероприятиях, а также знаю несколько языков – английский, итальянский, немецкий, испанский, французский и русский.
- Сейчас отмечается католическое Рождество. Расскажите об особенностях празднования в Ордене.
— На Рождество семья собирается вместе. Так и община иезуитов старается собраться, чтобы провести богослужение, вместе принять пищу.
Торжество начинается 24 декабря вечером. Мы особое внимание уделяем подготовке. В адвент (время перед Рождеством) служим мессу "ангелов на заре". Исполняют ее на латинском языке. Это время радости. Люди занимаются пожертвованиями. Ездим в приходы.
Я был недавно в Красноозерском приходе, чтобы рассказать, что такое адвент. Меня пригласил местный католический священник – я дал проповедь, общался с людьми.
- А кто с вами празднует? Кто ваша паства в Новосибирске?
— Здесь, в Новосибирске, паствы нет. Здесь иезуитов всего четверо. Два собрата работают в предсеминарии (двухгодичные подготовительные курсы), я в том числе, и двое — в доме духовных упражнений.
- Увеличилась ли община за время вашего служения в городе?
— Община немного увеличилась, но не в Новосибирске, а в целом в Сибири. Так, в Томске появилась школа, в которой работают два собрата, которые также относятся к нашей общине.
- Представители общины преподают в российских вузах?
— Здесь у нас нет такой возможности. Но в России мы только 20 лет. К тому же, это очень сложно. Нужно иметь диплом кандидата или доктора наук. Например, в Европе Общество Иисуса имеет 26 богословских и философских факультетов. Университетов очень много. Чуть меньше – в США, Африке, Японии, Южной Корее, Филиппинах. В США, в частности, готовят дипломатов.
Книги в католической библиотеке "Иниго" в Новосибирске
- Вашу библиотеку при новосибирской Римско-католической епархии называют уникальной, что именно в ней собрано?
— Библиотека создана 15 лет назад, у истоков создания стояли священники-иезуиты Иосиф Маха, Эдвард Хубер, Станислав Помыкало, читавшие курсы психологии, социологии, политологии и духовности на философском факультете НГУ и филологическом факультете НГПУ.
Эта библиотека создавалась как уменьшенная копия библиотеки Григорианского университета в Риме (в библиотеке при Григорианском университете более 700 тысяч томов, в их числе 25 тысяч редких книг).
Книги в католической библиотеке "Иниго" в Новосибирске
Есть книги, написанные 150-200 лет назад. У нас есть собрания сочинений богословов, различные энциклопедии. Есть книги по истории церкви России, мировой культуры, есть разделы по лингвистике, педагогике, социологии, психологии, философии. Книги на разных языках.
В нашей базе 40 тысяч книг. В библиотеке идут бесплатные лекции об общемировой и культуре России. У нас была лекция, например, об истории Новониколаевска. Читали новосибирские ученые. Год назад организовали лекции по астрономии…
- Занимаетесь ли вы миссионерством?
— Мы не миссионеры. Россия – православная страна. Мы здесь работаем среди католиков, которые хотят больше узнать о христианстве. Например, в Африке, Индии есть миссионерская деятельность. Миссионеры — это те, кто выходит на улицу и проповедует. Мы можем проповедовать только в храме.
© РИА Новости, Инфографика. Роман Филюшов
- И все же, почему представители вашей миссии появились именно в Новосибирске, а не в другом регионе Сибири?
— В Новосибирске? Очень просто. Здесь были верующие. Много верующих. Неофициально. Была церковь (католическая) на левом берегу, за что священник, отец Иосиф Сведницкий, начавший строительство, стал политзаключенным (Приход Непорочного зачатия, основанный в 1980-х годах).
Новосибирск – центр Сибири, поэтому Папа Римский, тогда Иоанн Павел Второй, постарался, чтобы в этом городе появился епископ.
В 91-м году иезуит Иосиф Верт был призван принять на себя служение епископа в Новосибирске. Конечно же, Общество Иисуса старалось его поддержать.
- Как оцениваете религиозную ситуацию в городе?
— Сложно оценить. Самое главное, что и католическая, и православная, и протестантские церкви — они все верят в одно – в Христа как спасителя.
У нас в библиотеке есть книги, которые были изданы от православной церкви. Они очень хорошие. В культурном центре иногда лекции читают православные. Мы не идем против Русской православной церкви… Мы можем проповедовать только в том случае, если мы знаем культуру, язык, историю страны, особенность народа.
Нет смысла идти со своими правилами в чужой монастырь… Иконы мы используем Русской православной церкви. Это наследие Византии. Например, вы знаете икону Казанской божьей матери? Так вот, она долго была в Риме, в Ватикане. Там ей молились. Потом ее вернули обратно в Россию.
Отец Олвин Вейгас в католической библиотеке в Новосибирске
- А прихожане задают вопросы о неоднозначной истории Ордена, вспоминают, к примеру, "пороховой заговор" (неудачная попытка группы английских католиков взорвать здание парламента)? Как вы на это отвечаете?
— "Пороховой заговор"? Нет. Иезуиты никогда не занимались подрывной деятельностью. Некоторые думают, если он иезуит, значит, что-то замышляет. Четыре человека в Новосибирске всего. Что мы можем замышлять? Все открыто у нас.
Однако люди из литературы узнают много негативной информации о иезуитах. Даже представители церкви некоторые против иезуитов. Мы работаем со светскими людьми, учеными. Много ревности, зависти и страха из-за этого.
- Сколько всего человек в Ордене сейчас?
— Всего 18 тысяч иезуитов во всем мире. Мы работаем в 115 странах мира. Мы находимся на всех континентах.
- Есть русская пословица: "один в поле не воин". Согласны ли вы с ней, будучи одним из нескольких иезуитов за Уралом?
— Да, но есть еще и другая: "Нас мало, но мы в тельняшках!" Один из первых иезуитов, Франциск Ксаверий, был в одиночку послан в Индию, Японию. А сколько тысяч обратил в эту веру!
- Папа Римский – иезуит, признан человеком года. Какое это для вас имеет значение?
— Папа Римский — первый иезуит, ставший главой католической церкви. Он входит в Общество уже 47 лет. Он возглавлял Общество Иисуса в Аргентине. У него нет секретарши, он может сам приготовить ужин. Это игнацианское, "от Лойолы", – зачем я буду зависеть от кого-то, если я могу сделать сам.
Церкви и нужен такой человек – простой. Быть простым — вызов. Многим не хватает простоты, не только представителям церкви, но и светской власти.
РИА Новости http://ria.ru/nsk/20131225/986184046.html#ixzz2oenDDMCL
http://ria.ru/nsk/20131225/986184046.html